Как запоминать большие объемы информации

Как ускорить запоминание?

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с необходимостью быстро запомнить большой объем информации: лекцию, выступление, доклад и т.п. Особенно проблематично работать с неинтересными или научными тексами. Как быть? К каким приемам прибегнуть? Подойдем к вопросу разумно.

Самое первое правило: положительный настрой. Не нужно пугаться и говорить: «Мне никогда это не освоить». Напротив – подбодрите себя: «Сложная, но интересная задача, наверняка, мне по плечу! Я запомню весь объем прочно и надолго».

Следующий важный шаг – осмыслить выгоды, которые Вы получите, когда справитесь с задачей. Например, блестяще выступите на конференции или продемонстрируете коллегам свои способности оратора

Можно выписать вытекающие из этого плюсы: Вас запомнят в научной среде, на Вас обратит внимание шеф и т.д

Придумайте себе финальное поощрение: после заучивания посмотрю новый фильм или побалую себя мороженым.

Материал лучше запоминается, когда он осмыслен, ясен и классифицирован. Для этого прочитайте весь текст или, если он очень большой и сложный, первые 3-4 страницы. Разберитесь со значением всех непонятных слов и выражений. (Как работать с тезаурусом узнайте из курса Татьяны Бадя и Анны Бычко «Развиваем память за 7 минут в день»).

Разбейте материал на смысловые фрагменты – пусть их будет от пяти до девяти. Основываясь на сделанном разделении, составьте шпаргалку или интеллект-карту. Попробуйте повторить текст, прибегая к своим записям.

Разделите процесс заучивания на отрезки: делайте минутные перерывы после каждых 15 минут работы и 10-15 минутные паузы после 45-60 минут запоминания. В короткие перерывы займитесь расслабляющей гимнастикой для глаз и кистей, проветрите помещение. Во время длительных пауз смените вид деятельности: покушайте, сходите за хлебом, подметите комнату. Не смотрите телевизор и не читайте газет: так Вы только перегрузите память!

Похожий прием: по ходу работы с текстом формируйте личное отношение к написанному. Где-то Вы будете согласны с автором, где-то – нет. Что-то покажется Вам слишком сложным и маловероятным. А что бы Вы сказали по этому поводу? Как только материал «зацепит», он лучше запомнится.

Усиливает запоминание фоновая музыка: включите спокойные классические произведения так, что бы они звучали на грани восприятия. Некоторые специалисты советуют слушать шотландскую волынку.

Не пренебрегайте повторением! Попробуйте такой прием: тезисно выпишите сложные места, формулы или слова на бумагу разных цветов. Развесьте записи на видных местах, часто попадающихся на глаза: у меня это шкафчик на кухне, монитор ноутбука, зеркало в коридоре.

Проходя мимо, заглядывайте в записи и добивайтесь того, чтобы цвет бумаги ассоциировался у Вас с написанным текстом. В нужный момент достаточно будет вспомнить цвет, и информация всплывет автоматически.

Помните: любой объем информации усваивается лучше, когда после запоминания следует полноценный сон.

Воспользуйтесь нашими советами, и у Вас обязательно все получится!

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

12 лучших способов запомнить информацию

1.От общего к деталям. Человек лучше запоминает информацию, когда видит картину в целом. Поэтому при изучении всего глобального (законов, исторических сражений, химических опытов или при пересказе текста) сперва нужно прочитать все сведения и лишь потом переходить к запоминанию точных данных – формул, определений, персонажей.

2. Приемы мнемотехники. Подходят для того, чтобы хорошо запоминать цифры, а также для усвоения другой информации. Среди приемов мнемотехники наиболее действенны ассоциации, рифмы, параллели с уже известными данными, визуальные схемы.

3. Зрительная память. Отлично подходит, чтобы лучше запоминать слова, математические уравнения, целые абзацы информации. Кому-то достаточно прост несколько раз прочитать кусок текста, другим помогают рисунки, схемы, ментальные карты – любая визуализация.

4. Маркирование. Чтобы лучше запоминать прочитанное, необходим конспект с пометками. В советских школах учителя заставляли прорабатывать литературные тексты с карандашом в руке и многие из старшего поколения помнят классику со школьной скамьи именно из-за этого. Маркером можно выделять важные абзацы и тезисы в тетрадях, методичках, распечатках. Мозг лучше запоминает данные, выделяющиеся среди остальных, поэтому данный рецепт – идеальный метод для обработки больших информационных объемов и их запоминания.

5. Дозирование и чередование. Когда нужно запомнить огромный объем разной информации необходимо ее дозировать , чередовать. Причем можно чередовать с другими предметами и сведениями или же с физической активностью. В этом отлично поможет техника Помидоро и правильные настройки таймера. Лучше всего разделить все данные на блоки и тратить на их освоение по 20-30 минут. Чередовать лучше несмежные предметы (математику и историю), а также умственные и физические нагрузки.

6. Троекратное повторение. Чтобы лучше запоминать, повторяйте любой материал трижды. Первый раз через 5-10 минут после изучения, второй – через 2-4 часа, третий – через сутки. Рецепт проверенный и дает гарантию качественного запоминания.

7. Побудьте в роли учителя. Бытует мнение: сделал – лучше запомнил. Но алгоритм «рассказал – запомнил» работает не хуже. Рассказывайте все полученные сведения – кому-нибудь или даже самому себе, и это принесет отличные плоды.

8. Умейте сконцентрироваться

Чтобы лучше запомнить правило или стих, нужно сконцентрировать внимание и не отвлекаться. Если с концентрацией есть проблемы, стоит освоить несколько упражнений для работы над вниманием

9. Пересказывайте изученное. После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. И, главное, вслух.

10. Добавьте впечатлений. Память – интересная вещь и не всегда знаешь, как лучше запоминать. Например, хорошо работает эмоциональное восприятие. Чем больше эмоций вызывают те или иные данные, тем крепче они сохранятся в голове. Именно поэтому экспериментировать – это не плохо. Учитесь необычными способами и в необычных местах – помогает!

11. Мотивация. Как лучше запоминать материал? Найти вескую причину и необходимость его запомнить. Если подумать и четко осознать все преимущества освоения материала, учиться станет проще.

12. Без перегрузок! Что делать – чтобы лучше запоминать? Заниматься умеренно. Даже если до экзамена остались сутки, можно успеть подготовиться – выучите главные тезисы и исключите мелкие детали.

Память легко тренируется. И если уделять запоминанию больше внимания, то постепенно мозг начнет усваивать огромные объемы информации без серьезных усилий и стараний.

Интересно почитать:

Всё расскажет консоль

Как фрагментировать информацию

Самая важная часть фрагментирования – запоминание не фактов, а связей между ними. «Волга впадает в Каспийское море» – это про связь Волги и Каспийского моря.

Фрагментирование здорово отличается в разных науках. Есть разница, запоминать, как правильно двигаться и дышать при беге, или учить факты из истории Древнего Рима. Но при внешних отличиях для обработки новой информации мозг задействует одни и те же участки, вне зависимости от того, к какой сфере она относится

Поэтому неважно, что вы изучаете, принцип один и тот же

Шаг 1. Сосредоточиться

Не за что

Понимаю, что это банально, но сосредоточенность очень сильно влияет на восприятие информации. Если вы постоянно отвлекаетесь, смотрите сообщения в соцсетях или поглядываете в телевизор, сосредоточиться на структурировании материала будет нелегко.

Возможности нашего мозга ограничены

Мы можем сосредотачиваться на нескольких вещах одновременно, но тогда мозг не сделает выбор между важной и незначительной информацией и будет запоминать все подряд. Вывод: нельзя отвлекаться, если хотите фрагментировать информацию

Шаг 2. Понять идею

Понимание позволяет связать воедино всю информацию, которую вы пытаетесь запомнить.

Но одного понимания часто бывает недостаточно. Иногда мы смотрим на чьи-то кейсы или примеры решения задач и думаем, что понимаем.

Ага! Так вот, как это делается! Ну, это каждый дурак может

На самом деле, понимание материала не означает, что вы можете применить изученное на практике. Понимание пониманием, опыт опытом.

Такое наверняка бывало с вами в школе или университете: на уроке вы все понимали, а дома или на экзамене ничего не могли вспомнить.

Действительно узнать, запомнили вы информацию или нет, можно только, применив ее на практике.

Шаг 3. Контекст

Важно понять не только, когда применять изученный материал, но и когда его не применять. Фрагментирование – это процесс, состоящий из двух частей: понимания каждой отдельной части информации и ее связи с другими частями

Контекст – это место столкновения двух этих подходов.

Более того, понимание контекста позволяет использовать информацию не только так, как описано в учебнике, но и придумывать собственные применения знаниям. То, что Волга впадает в Каспийское, а не Черное море, означает, что путь из варяг в греки однозначно по Волге не проходил. Хотя ни в учебнике географии, ни в учебнике истории этого вывода нет, мы можем сделать его самостоятельно на основании культурного контекста.

Создать более узкий тематический контекст поможет изучение материала по диагонали. Просмотрите текст или видео, которые планируете изучить, задерживаясь только на структурных элементах: списках, подзаголовках, иллюстрациях и диаграммах. Такое изучение не поможет вам глубоко проникнуть в материал, но создаст сетку, в которую вы будете вписывать новую информацию.

Такой же подход работает не только в масштабах конкретной статьи, лекции или главы учебника, но и целой науки.

Допустим, в рамках самообразования вы решили глубоко изучить философию постмодерна. С чего начать? С учебника или даже с книги типа «Постмодерн за 30 минут». Это контекст, который кто-то услужливо создал за вас. Изучите основные понятия и термины, познакомьтесь с именами основных мыслителей. Позже вы можете расширить свои знания, если прочитаете труды этих самых мыслителей и другую литературу. Но для начала вам нужна сетка, куда после будут вписываться новые знания.

Простые правила запоминания

Для упрощения усвоения информации воспользуйтесь следующими советами и хитростями.

Ассоциации

Ассоциативное мышление поможет легко запомнить нужные данные. Его суть в привязывании новой информации к уже существующей в нашей памяти. Цепочка воспоминаний приведёт вас к тому, что вы запоминали.

На практике новую информацию можно связывать с чем-то похожим: словами, песней, мысленным образом и т.д. Например: восьмёрка похожа на перевёрнутые очки, самолёт на птицу, лампа на грушу, а каждого нового знакомого можно связать с каким-либо животным.

Точно также используются противоположные понятия: хотите запомнить объект чёрного цвета – подумайте о том, что чёрное – это противоположность белого.

По теме: Как улучшить свою память

Обращайте внимание на обстановку, в которой вы находитесь, когда запоминаете. Начиная вспоминать, где вы были, что видели и чувствовали, вы сможете вспомнить нужные данные

Лучшее время для запоминания – раннее утро

Повторение

Способность запоминать напрямую зависит от того, сколько раз мы повторим новую информацию. Но к этому нужно подходить с умом, используя приёмы повторения:

  • активное повторение;
  • пересказ.

Процесс активного повторения предполагает осмысление запоминаемой информации. То есть при каждом повторении старайтесь прокручивать в голове образы и ассоциации, отвечать на вопросы, связанные с запоминаемым материалом.

Пересказ используется, когда информацию не нужно запоминать дословно. В этом случае активизируется речевое мышление и в голове откладывается способ воспроизведения информации.

Записывание

Записывайте важную информацию. При этом разбивайте материал на отдельные элементы и выделяйте главные моменты. Не старайтесь переписать всё книжным языком – пересказывайте и записывайте своими словами.

Мозг вынужден обрабатывать записываемую информацию, благодаря чему она лучше закрепляется в памяти.

Рекомендуем: Правда ли, что мозг работает только на 10%

Разбивка на мелкие элементы и структурирование

Много нового материала практически невозможно запомнить одним блоком. Разбивайте материал на мелкие блоки, в каждом выделяя главные моменты: подчёркивания, раскрашивания, схемы и рисунки. Это эффективный способ, т.к. большинство людей настроены на визуальное восприятие.

Отличным примером является разбивка номера телефона, когда вместо +79191234567 записываем +7 (919) 123-45-67.

Мнемоника

Она помогает фиксировать в памяти большие блоки информации, которые зачастую логически не связанны между собой.

Выделим основные мнемонические приёмы:

  • Буквенный код. Образование фраз из первых букв. В пример возьмём фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – по первым буквам можно быстро вспомнить все цвета радуги.
  • Ассоциации. В мнемонике основная ставка делается на создание ярких и необычных ассоциаций.
  • Рифмование. Чтобы запоминать информацию, можно составить рифмованные пары слов или даже небольшие стихотворения.
  • Созвучие. Этот метод отлично зарекомендовал себя в запоминании терминов и иностранных слов.
  • Метод Римской комнаты. Создайте в воображении комнату и расставляйте запоминаемые объекты в ней, связывая их с предметами интерьера. Чтобы что-то вспомнить, просто представьте эту комнату и найдите нужную информацию.

Применяйте новые знания на практике

Отличный вариант запомнить новое – подискутировать на эту тему, обговорить её с собеседниками. Проговаривая и прослушивая вновь изученную тему, вы сможете быстро и качественно запоминать информацию, которая пока еще является для вас новой.

Ещё много интересного в наших соцсетях

Мотивация

Понимание и желание также являются важным стимулом к запоминанию. Если вы пытаетесь запомнить материал «через силу» без желания это сделать, у вас уйдет намного больше усилий и времени для запоминания.

Это пригодится: Как побороть свою лень

Поэтому перед тем, как приступить к запоминанию, убедите себя в том, что вам интересно это делать, постарайтесь вызвать желание выучить материал и подумайте о преимуществах, которые вы получите в результате. В этом случае у вас получится запомнить намного быстрее и эффективнее.

Чем полезнее и интереснее информация, тем её проще запомнить!

Технологии

У каждого под рукой всегда есть мобильный гаджет, который может быть отличным средством для хранения данных. В магазине приложений множество вариантов не только для структурированного ведения записей, но и для тренировки памяти.

Как мозг запоминает информацию

Наш главный компьютер в организме обладает уникальной памятью, и уникален сам процесс запоминания. Сейчас немножко погрузимся в терминологию физиологов и психологов, потерпите чуть-чуть.

Итак, ученым известно, что процесс запоминания требует большого количества энергии организма. Это метаболизм мозга простыми словами. Энергия затрачивается, так как множество нервных клеток (нейронов и глий) постоянно создают новые связи (цепочки). Запоминание на биологической основе – это способность нервной системы сохранить активность ранее возбужденных нейронов.

Возбуждаются они при каком-то ярком событии или намеренном желании сохранить информацию. При каждом последующем повторении эти связи будут все активнее, что позволяет на дольше запомнить информацию. Поэтому повторение всегда эффективно при желании что-то воспроизвести через время. Этот принцип лежит в основе улучшения памяти и работы мозга.

Но есть специальные методы, которые помогают за короткое время запомнить большое количество информации. Именно их мы и рассмотрим ниже.

8 законов памяти

Их необходимо знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут разработать собственную стратегию изучения и откроют для вас некоторые нюансы самого феномена памяти.

  1. Яркие впечатления – чем более необычной для нас является информация, тем больше шансов запомнить ее.
  2. Значимость – данные, которые способны всерьез повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем второстепенные сведения.
  3. Мотивация – лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость вашего светлого будущего от изучения материала.
  4. Деятельность – чем больше мы работаем над информацией (корректируем, меняем, дополняем), тем быстрее мы вовлекаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
  5. Настройки и установки – необходимо готовиться к изучению, давать себе правильные установки на работу и подбирать наиболее удобный способ обучения.
  6. Предшествующие знания – если вы уже обладаете некоторыми знаниями по теме, то целесообразно вспомнить и систематизировать их.
  7. Взаимодействие следов памяти – как оказалось, учиться лучшего всего вечером и утром, тогда процесс изучения материал будет предельно эффективным.
  8. Временной слой – чем больше информации по теме вы получаете со временем, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.

Постарайтесь использовать эту информацию при формировании собственной стратегии изучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучения одного блока, кому-то требуется более продолжительный отдых и так далее. Старайтесь отойти от шаблонных стратегий и создать свою методику.

Приемы зрительной памяти

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Метод ассоциаций

Информация запоминается лучше и быстрее, если ее ассоциировать с какими-либо фактами, людьми и т.п.

Ярким примером ассоциации является фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая позволяет легко запомнить расположение цветов радуги.

Те, кто умеет писать хотя бы самые примитивные стишки, могут использовать рифмование.

Забавные и быстро запоминающиеся рифмы можно поискать в Интернете. Многие помнят детскую песенку для запоминания таблицы умножения: «Трижды три навеки девять…». Там же можно найти различные аббревиатуры. Например, с первым законом термодинамики связывают нехорошее слово дурак (дельта U  = А + Q).

С ассоциативной памятью связан метод запоминания, который приписывают знаменитому древнегреческому оратору Цицерону. Он для запоминания дат, исторических личностей и т.п. представлял хорошо знакомое ему помещение, в котором мысленно «прикреплял» соответствующие таблички в определенных местах.

Ассоциации

Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.

Ассоциативное мышление для запоминания материала можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.

Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.

Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно, чтобы лучше запомнить. Вот пример ассоциативной истории:

Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша… и так далее.

Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности — так у вас получится хорошо запомнить учебный материал.

Как своими руками изготовить столик для ноутбука, чертежи и инструкция

Четырехступенчатый метод, или метод ОВОД

Есть еще один способ узнать, как выучить большой текст наизусть быстро и результативно. Воспользуйтесь одной из самых действенных методик запоминания текстов под названием ОВОД, состоящей из четырех этапов: Основная мысль, Внимательное чтение, Обзор и Доводка. Она позволяет быстро выучить текст – всего за 4 повторения. От бессистемного заучивания и повторения ОВОД отличается осмысленным, аналитическим подходом к тексту. Итак:

Первым делом вам нужно прочитать текст и выделить в нем основную мысль

Не старайтесь сразу же его запомнить от начала до конца, акцентируйте свое внимание лишь на том, что раскрывает главную мысль материала. Можете записать эти мысли в виде тезисов

Когда чтение закончено, отложите текст в сторону и сделайте попытку устно воспроизвести прочитанное.

Далее следует прочесть текст во второй раз, уже более внимательно, с учетом всех деталей повествования. Вспомните основную мысль текста и попытайтесь связать ее в уме с теми подробностями, которые вы выделили только сейчас. Как они помогают раскрыть основную мысль, что они добавляют в повествование? Теперь попробуйте повторить текст с учетом и главной мысли, и деталей.

Обзор текста заключается в создании приблизительного плана к прочитанному. Прочитайте материал с конца и задайте себе вопросы, касающиеся пунктов вашего плана. Они помогут вам запомнить, какая информация содержится в каждой части текста.

Доводка означает окончание работы над текстом, доведение процесса запоминания до конца. Вспоминая текст, идите от общего к конкретному: начинайте с главных мыслей, впоследствии дополняя их деталями. Не спеша повторяйте текст вслух, при возможности попросите кого-нибудь вас проверить. Ни в коем случае не подглядывайте. Если вы что-то забыли, то попытайтесь проанализировать этот отрезок, понять, почему вы его упустили.

По прошествии нескольких часов повторите выученное еще раз. В случае необходимости заполните появившиеся пробелы, снова воспользовавшись данной четырехступенчатой схемой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector