Развитие мышления

Универсальные рекомендации по развитию мышления

Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.

Больше читайте

Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.

Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.

Пользуйтесь левой рукой

Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).

Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:

  • чистить зубы;
  • открывать дверь ключом;
  • есть ложкой;
  • набирать сообщение в телефоне;
  • краситься.

Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.

Ведите дневник

По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.

Общайтесь с теми, кто умнее

Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.

Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.

А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.

Играйте в интеллектуальные игры

Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.

Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.

Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.

Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки

Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.

Не ищите легких путей

Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.

То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.

Тренируйте память

Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки

Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание

В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.

Сфера применения

Человек, имеющий склонность к аналитике, является наиболее эффективным работником, так как его решения всегда имеют свою обоснованность. При этом любую новую информацию такой человек всегда воспринимает критическим образом. Почему так происходит? Потому что человек с аналитическим умом всегда доверяет информации только из объективных источников.

Умение делать выводы, основываясь на объективных данных, а не на субъективных составляющих, всегда находится в приоритете. Люди, имеющие аналитический склад ума, обладают следующими качествами.

  • Взвешенность решений – это не решительность, а рациональный подход.
  • Беспристрастность – данная категория людей склонна к колебаниям.
  • Начитанность – говорит о любви к новой информации.
  • Постоянство – имеется любовь к привычкам.
  • Любовь таких людей очень чувствительна, а другим кажется, что они довольно нечувствительны.
  • Честность. Она мешает социальной адаптации.
  • Вера в реальность принимается другими людьми как скептицизм.
  • Движение к цели может выдавать политическую некорректность.
  • Независимость может выдаваться за любовь к одиночеству.

Данный склад ума нужен тогда, когда человек выбирает следующие профессии:

  • менеджер;
  • аудитор;
  • политолог;
  • экономист;
  • логист;
  • программист;
  • аналитик;
  • критик;
  • юрист-консультант;
  • психолог.

Данный список можно продолжить. По большому счету наличие данного типа мышления (даже в очень маленьком эквиваленте) позволит человеку продвинуться далеко вперед для достижения своих целей.

Советы по развитию логического мышления

Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с
трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а
заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление,
следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций
специалистов.

Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.

Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.

Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.

Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.

Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.

Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.

Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.

Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.

Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.

Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.

Упражнение 10. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Это было последнее десятое упражнение, которое еще память потренировать поможет

Также советую вам обратить внимание на интересные мыслительные игры

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

1. Знайте свои слабости «в лицо»

У каждого из нас есть свои слабости и недостатки. Большинство людей бояться признаться даже самим себе в их существовании или, наоборот, громогласно защищают их право на существование.

Психологи рекомендуют учиться развивать честную позицию вначале по отношению к самому себе. Признаться себе в существовании тех или иных недостатков и слабостей, честно без приукрашиваний. На этом этапе можно с ними взаимодействовать. Очень медленно и постепенно, шаг за шагом, маленькая победа за победой.

Психолог 
утверждает, что комплекс неполноценности появляется тогда, когда человек ожидает постоянной оценки своих действий от окружающих людей и боится их неодобрения.

Таким образом, первый шаг к способности быть более самоорганизованным — научиться честно признаваться в собственных слабостях.

Признаки мышления

Разновидности логического мышления

Логическое мышление – сложный процесс обработки информации. Оно бывает нескольких видов:

  • Наглядно-действенное, практическое. Основывается на наблюдении, внимательности, учете мелочей и деталей, умении пользоваться пространственными образами. Для практического мышления характерно оперативно переключать между мыслями и действиями, и наоборот. В равной степени применяется теория и практика.
  • Наглядно-образное. Суть заключается в образах и представлениях, возникающих в процессе обработки полученных данных извне. Распространено у детей, воображение и образы помогают им решать задачи, понимать мир.
  • Абстрактно-логическое. В основе этого вида лежит сам процесс мышления, нахождение общих закономерностей, оперирование фактами и категориями.

Каждый вид логического мышления по-своему важен и необходим для объективного восприятия реальности и решения задач. Но самый рациональный способ мышления – абстрактно-логический, его следует развиваться с раннего детства и тренировать на протяжении жизни.

Можно ли развить свои способности к анализу?

Конечно, можно. Аналитическая способность состоит из двух компонентов: прирожденная одаренность и целенаправленное развитие.

Скорее всего, именно естественным талантом к анализу или его отсутствием объясняется традиционное деление на «гуманитариев» и «технарей»

Это разделение упрощает жизнь учителям: кто станет грузить гуманитарный класс сложными логарифмами и задачами? Или в физико-математическом коллективе снижают роль литературы, изучения языков, уделяя внимание профильным предметам. Это облегчает жизнь также и подросткам

Ведь гораздо проще сказать: «Я не могу решать математические задачи, потому что у меня гуманитарный склад ума» — чем корпеть над сложной задачкой.

Однако такой подход впоследствии не становится полезным для детей. Получается, что гуманитарии будут обделены аналитическими способностями только потому, что их развитием не занимались в школе. А ведь школа – благодатное место и время для изучения наук. Как раз здесь знакомятся с понятийным аппаратом, учатся выполнять логические операции. Именно до 15 лет наиболее эффективно развивается умение анализировать.

Конечно, это не значит, что взрослым уже нельзя тренироваться в улучшении своих способностей. Начинать никогда не поздно! Почитайте о том, как заниматься развитием аналитического мышления.

Аналитика и человек

Некоторые люди обладают хорошими аналитическими способностями с детства. Это связано с тем, что левое полушарие их мозга доминирует над правым. Именно оно отвечает за этот тип мышления. Но тем, кто не расположен к аналитике с рождения, не стоит расстраиваться, т.к. при выполнении определенных упражнений аналитические возможности быстро возрастут.

Аналитическое мышление отвечает за несколько важных моментов:

  • Подробный анализ происходящих событий, а также различных явлений;
  • Определение перспектив и всех вытекающих событий из определенных действий;
  • Построение логических цепочек;
  • Выявление преимуществ или недостатков в любых явлениях;
  • Умение отделять главные детали от второстепенных;
  • Решение повседневных проблем или задач;
  • Возможность правильно рассуждать и излагать мысли;
  • Правильное планирование времени, соблюдение последовательности работы;
  • Четкость любых логических умозаключений;
  • Принятие правильных решений.

Люди, обладающие хорошо развитыми аналитическими навыками, очень эффективны и легко добиваются любых целей. Им намного проще общаться с окружающими, они могут похвастаться хорошей логикой и наблюдательностью, что серьезно помогает в повседневной жизни и работе. Просчитать любые дела на несколько шагов вперед – простейшая задача для такого человека. Именно эти преимущества заставляют людей думать о способах совершенствования самих себя.

Аналитическое мышление тесно связано с критическим. Сочетаясь, оба вида становятся еще более эффективными. Они дают человеку возможность объективно оценивать происходящее вокруг, быстро находить решения, а также видеть недостатки там, где другие их не замечают. Зачастую они активно взаимодействуют с логическим мышлением, позволяющим находить закономерности, заранее предвидеть будущие события, а также четко обосновывать свою позицию в любом вопросе. Их сочетание делает человека очень умным.

Как готовиться к ЕГЭ по русскому и на что обратить внимание

Видео

Нахождение определителя матрицы

Можно ли развивать логическое мышление взрослым

Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.

Главное – победить собственную лень. Да, нам не хватает времени, и тратить свободные минуты на развитие согласится не каждый. Между тем ничего сложного здесь нет.

Здесь не придется часами сидеть над книгами или отказываться от общения с родными или друзьями: многие логические упражнения можно проводить в компании.

Знаете ли вы? Многие помнят кубик Рубика, пик популярности которого пришелся на 80-е годы прошлого века. Придуманная венгерским скульптором игрушка была настолько распространенной, что в 80-83 годах ХХ века издавался даже официальный бюллетень, целиком посвященный кубику.

Зачем развивать?

Как развить аналитическое мышление и зачем? Этот вопрос волнует как учеников, студентов, так и взрослых людей. Пока мы учимся, аналитическая компетенция необходима для лучшего понимания, последующего запоминания и воспроизведения информации; когда начинается трудовая деятельность, молодые люди часто сталкиваются с требованием работодателя о наличии аналитических способностей. И это не блажь – работники, у которых развита эта компетенция, склонны быстрее принимать обдуманные решения, строить планы и прогнозы, анализировать прошлый опыт – что в итоге сказывается на эффективности компании. Но даже если вы не ученик, студент или работник – рассматриваемый тип мышления стоит развивать с целью анализа своей жизни, успехов и неудач, планирования будущего.

Как развивать?

Развивать аналитический тип мышления помогут определенные упражнения:

  1. В учебных заведениях нужно как можно больше решать задачи и читать книги по математике, физике и другим естественным наукам.
  2. Как минимум раз в неделю делать упражнения на разминку мозга: сюда относятся кроссворды, шарады, ребусы. Можно использовать специальные книги, содержащие такие упражнения, например: Олег Китынский «Кроссворды, сканворды, ребусы, шарады, загадки, головоломки», Гэри Грубер «170 cамых сложных в мире головоломок. Задачи, ребусы и каверзные вопросы для ума», для детей будет интересной «Большая книга головоломок, загадок, ребусов».

  1. Лучшие упражнения, содержащие задачи, требующие аналитической деятельности, заключаются в широко известных играх для взрослых и детей: шахматы и маджонг.
  2. Задачи по решению разнообразных компьютерных квестов и стратегий – способны заменить ленивым людям перечисленные выше упражнения.
  3. Аналитическая компетенция развивается, если повседневные проблемы и задачи решать определенным способом: например, новости и события в мире стоит воспринимать с критической точки зрения – не останавливайтесь на одной версии, анализируйте факты, делайте собственные выводы, ищите причинно-следственные связи. Стройте планы, просчитывайте шаги, прорабатывайте разные варианты действий.
  4. Больше читайте – даже художественные книги дают много пищи для ума — чего стоят произведения Агаты Кристи, Гарднера, Перельмана! Детективный, фантастический жанр способствуют активации логического и аналитического мышления.

Люди, у которых от рождения развит такой тип мышления, неосознанно любят игры, книги, жизненные ситуации – все те мероприятия, где требуются логика и анализ. Склонные к гуманитарному стилю мышления, наоборот, некомфортно чувствуют себя, когда жизнь требует от них логических умозаключений и систематизации. При этом, большинство гуманитариев понимают насколько ценна аналитическая и логическая компетенция и стремятся ее развивать.

Не забывайте, что аналитическое мышление существенно облегчает жизнь и делает ее интереснее. Анализировать – значит максимально использовать возможности своего мозга.

Рекомендации на каждый день

В психологии разработаны упражнения, посредством которых развивается аналитическая компетенция и которые помогают систематизировать нашу жизнь и достигать успеха в разных областях. Их задачи являются способом достижения собственной эффективности и методом развития способностей к анализу.

  • Придумайте проблему или ситуацию, которая не является для вас сложной и поставьте цель решить ее наиболее простым, быстрым и эффективным способом.
  • Подумайте, сколько существует вариантов ее решения. Определите наиболее близкие для вас.
  • Задайте много вопросов по ситуации: ее истоки, реакция окружающих, ваше ощущение в ней, перспективы, что будет, если проблема разрешится не в вашу пользу, какие плюсы вы получите в случае ее положительного разрешения, стоит ли ее развивать и тп.
  • Получив ответы на все вопросы – принимайте решение.
  • Тщательно проанализируйте его.

Такое упражнение со временем должно войти в привычку – если позволяет время, делайте каждый день, минимум — раз в неделю.

Приучите себя анализировать свои поступки, действия окружающих, события в мире.

Когда читаете – ставьте себя на место героев, подумайте, почему они так поступили и как поступили бы вы. Со временем вы заметите, что склонность к анализу прочно закрепилась в вашем сознании, что работать и учиться стало проще и вы лучше понимаете, почему те или иные события произошли в вашей жизни.

Что это такое

Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.

Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.

Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.

Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.

У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться
в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без
эмоционального подтекста, затуманивающего разум.

Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково
справедливы в математических задачах и жизни.

Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.

Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем
мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим,
зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое
мышление.

Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.

Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.

Особенности развития мышления в онтогенезе

Рассмотрим весь путь развития мышления у ребенка: от наглядно-действенного до абстрактного (словесно-логического). Общая схема данного процесса представлена на рисунке 2.

  1. Ранний возраст (1-3 года). Этому возрасту присуще наглядно-действенное мышление. Данный вид мышления детерминирует и деятельность ребенка. Как известно, в этом возрасте ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная.

Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации. Это можно наблюдать, например, в игре детей возраста 1-3 года, когда они еще не могут представить действия с предметом, поэтому им нужно ощущать его тактильно и реально оперировать им.

Дошкольный (3-7 лет) – младший школьный возраст (7-10 (11) лет). Детям этого возраста присуще наглядно образное мышление. Данный вид мышления возникает в дошкольном возрасте (3-7 лет) и переходит на следующую ступень лишь в подростковом. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами. Именно поэтому принцип наглядности так важен в обучении детей.

Для развития мышления в данном возрасте полезно использовать модель П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий). Схема представлена на рисунке 1.

Согласно этой концепции выделяется 6 этапов формирования умственных действий:

  • первичное ознакомление ребенка с материалом, формирование учебной мотивации;
  • составление схемы ориентировочной основы действия;
  • выполнение действий с реальными предметами;
  • формирования действия как внешнеречевого;
  • формирование конкретного действия, которое сопровождается внутренним проговариванием;
  • полноценное выполнение действия во внутреннем умственном плане.

Рисунок 1. «Поэтапное формирование умственных действий по П. Я. Гальперину»

Подростковый возраст. На данном этапе происходит преобразование наглядно-образного мышления в словесно-логическое (абстрактное). Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.

Выделяется основные три формы абстрактного мышления:

  • понятие (предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков);
  • суждение;
  • умозаключение.

Рисунок 2. «Особенности развития мышления в онтогенезе»

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет научиться писать сочинения. А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector