Как запомнить информацию быстро и надолго?

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого — мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Метод ключевых слов

Связан с мнемотехникой, т.е. с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты. Метод работает только после тренировок, полного овладения им и доведения его использования до автоматизма (как и все мнемотехнические методы).

23 стр., 11298 слов

Ключевые слова в современной литературе по консультативной психологии: значение и употребление Введение Работа посвящена анализу КС в научной и учебной литературе. Это словосочетание стало использоваться работах по педагогике, информатике, библиотечному делу, литературоведению с конца XX века, а в XXI веке выделение ключевых слов стало обязательным требованием оформления научных работ. Проблема …

Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно- два ключевых слова, припомнив которые немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца — это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац — здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего. Ключевые слова — это маркеры смысла всей фразы и в совокупности они должны образовывать логическую последовательность, что-то вроде рассказа в рассказе (или его скелета), несущего главный смысл всего текста. Этот внутренний, или свернутый, рассказ вы и должны запомнить накрепко; поскольку он куда короче, чем реальное изложение, сделать это легче. А при воспроизведении этого внутреннего рассказа (и минимальной, имеющейся почти у всех силе памяти) вы легко припомните и развернете все указанное изложение. Этапы работы по данному методу.

1. При чтении текста систематизируйте его содержание по разделам.

2. Выберите для каждого раздела главное ключевое слово, к нему пристегните отобранные аналогичным образом ключевые слова для подлежащих запоминанию (с вашей точки зрения) фраз.

3. Очень важный этап! Немедленно несколько раз «прокрутите» связь: узел ключевых слов — весь соответствующий ему раздел — опять узел. Здесь можно даже заглядывать в учебник для автокорректировки.

Именно на этом этапе в вашем мозгу укореняется прочная связь между ключевыми словами и материалом, который должен вытягиваться вслед за ними.

4. Мысленно, а поначалу лучше письменно, составьте всю последовательность ключевых слов. Скорректируйте и осмыслите ее внутреннюю взаимосвязь (т.е. определите и усвойте взаимосвязь между каждыми соседними ключевыми словами и наращивайте соответствующий взаимосвязанный сегмент за счет следующих ключевых слов, пока он не охватит всю последовательность).

22 стр., 10590 слов

Формирование слоговой структуры слова у детей

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования заключается в том, что коррекция слоговой структуры слова представляет одну из важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста, страдающими системными нарушениями речи. На сегодняшний день наблюдается явный прогресс в развитии логопедической науки. На основе психолингвистического анализа получены необходимые сведения о механизмах самых сложных …

Повторяйте каждую отдельную взаимосвязь и всю цепочку взаимосвязей, пока не запомните твердо. Повторите, осмыслите и выучите эту последовательность как отдельное целое.

5. Сформулируйте вопрос к каждому ключевому слову, связывающий его с соответствующей фразой/разделом. Вновь повторите эту взаимосвязь несколько раз, сворачивая и разворачивая информацию, однако на этот раз — вместе со всей последовательностью, двигаясь от ее начала к концу.

6. Этап необязательный. В целях максимального закрепления материала проделайте то же самое в убыстренном и упрощенном виде, но от конца к началу.

Через несколько часов, прогоняя цепочку, разверните ее в текст и перескажите его. Для верности то же самое можете повторить на следующий день. Вот теперь, наконец, все.

Сам текст после этой работы можно полностью выкинуть из активной памяти. Держите там только цепочку взаимосвязанных ключевых слов.

Метод требует довольно длительного и энергичного вживания, чтобы развернуться в полную силу. Но зато после соответствующего этапа действует он с эффективностью девяносто девять и девять в периоде.

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Как помочь мозгу работать продуктивнее

Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.

Как помочь мозгу работать продуктивнее:

  • высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;
  • не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;
  • правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;
  • добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;
  • не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.

Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».

Тренировка внимания

Упражнение 1. Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2

Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле

Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3. Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Какие бывают виды памяти?

Память бывает произвольной и непроизвольной. Непроизвольно информация запоминается при сильных впечатлениях или заинтересованности, а также что-либо необычное или новое. То есть то, что вызывает интерес у человека, запоминается само по себе. Произвольная память же активируется при применении силы воли – это логическое мышление, заучивание.

Причины плохой памяти могут быть такими.

Отсутствие интереса в области, требующей заучивания.

Низкая концентрация внимания, отсутствие навыков управления вниманием. Такая черта характерна для современного общества, ежедневно фильтрующего потоки ненужной информации

Процесс, ставший привычкой, усложняет развитие навыков усвоения материала в целом.

Отсутствие навыков внимания. Память необходимо развивать на протяжении всей нашей жизни.

Физиологические факторы – такие, как авитаминозы и отсутствие свежего воздуха способны ощутимо ухудшить запоминающую способность мозга.
Депрессии.

Мнемотехника и приемы запоминания

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Диета для памяти

Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Приведем перечень тех и других веществ. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин. Но! Есть разновидность людей, которых кофе вгоняет в сон. Проверить это можно уже по реакции на четвертую-пятую чашку кофе в жизни (первые непоказательны).

Изменить в этой области ничего нельзя, остается лишь примириться с судьбой. Память ослабляют и разрушают атропин, скополамин, никотин (вот этот при каждом употреблении поначалу даже активизирует умственную деятельность, но в целом память от него мало-помалу слабеет) и алкоголь.

Мнемонические техники запоминания

Что такое мнемоника? Это понятие определяют как сочетание различных техник и приемов, которые призваны облегчить запоминание и увеличить общий объем памяти за счет создания искусственных ассоциаций. На этом приеме основаны все самые известные мировые техники запоминания.

Наиболее простым, но самым эффективным в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими в одну цепочку.

Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом.

Выбор наиболее подходящего образа

Разные предметы можно запомнить по-разному: какие-то остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.

Критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:

  1. Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.

  2. Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.

  3. Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.

  4. Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.

  5. Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются.

Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изученны.

Создание образной картинки

Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:

  1. Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.

  2. Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.

  3. Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.

  4. Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина.

Запоминание абстрактных понятий при помощи мнемоники

Существуют такие слова, которые невозможно облечь в визуальную форму – власть, доброта, гнев, боль и т.д. Но ассоциативный метод и богатое воображение помогут и в этом случае.

Представить боль можно в виде лекарств или больничной палаты, любовь – как сердце, власть – в виде трона или короны. Это довольно распространенные образы, поэтому здесь не должно возникнуть затруднений.

Когда необходимо запоминать термины, мнемоника предлагает сделать это следующим способом. Образ придумается не только для самого слова (с чем оно созвучно), но и для его значения. При правильном и удачном подборе образных картинок все они легко связываются в общую цепь.

Рекомендации

Школьникам и студентам рекомендуется использовать весь имеющийся потенциал мышления. Желательно не пользоваться шпаргалками и как можно реже использовать интернет для поиска необходимого учебного материала. Надо стремиться воссоздавать нужные сведения самостоятельно с опорой на собственную память.

Любую новую информацию следует пересказывать своими словами, при этом желательно связывать её с приобретёнными ранее знаниями, проводить между ними параллели и ассоциировать с событиями из личного опыта.

Для осмысления объёмных сведений советуют технику чередования. Вначале частично выполняют задания по одному предмету, потом переключаются на другую дисциплину, возвращаясь поочерёдно к предыдущему материалу.

Что такое непроизвольное запоминание

Поступим методом «от противного» (как в геометрии) – объясним сначала, что такое произвольное запоминание:

Произвольное запоминание – когда наши грузчики и кладовщики намеренно загружают продукцию в виде знаний на склад

Сказал ли им это делать начальник или этого требует план – не важно. Непроизвольное запоминание – когда грузчики носят коробки с бананами (их основная задача) и вместе с этим разгружают ящики с яблоками, которые разгружать, в принципе, и не надо (водитель может увезти их на соседний склад)

Но если они их разгрузят, будет только лучше.

Или вот другой наглядный пример, а точнее опыт, проведённый исследователями: дошкольникам дали задание разложить в разные кучки карточки с нарисованными на них предметами, которые обычно находятся на кухне и в спальной комнате, такие как чайник, кастрюля, кровать, вилки, ложки, компьютер и другие. Задачей было именно разделить предметы на две группы. Больше указаний от экспериментаторов не было.

Когда дети разложили карточки, их попросили вспомнить, какие предметы они раскладывали. Хотя запоминание не входило в задание, ребята назвали практически все предметы. Это и называется непроизвольным запоминанием – когда что-то «запомнилось само».

ProduKey

Метод локации

Данный прием считается наиболее сложным, но тем не менее с ним процесс запоминания точно не будет скучным. Следуйте предложенным пунктам:

  • Вспомните привычную вам обстановку. Это может быть ваш собственный дом или квартира либо каждодневный маршрут на работу или учебу.
  • После того как вы представите ваш дом, мысленно обозначьте каждое место в нем какой-либо цифрой. Например, дверь будет номером 1, диван – 2, ковер – 3, зеркало – 4, а книжная полка – 5.
  • А теперь, проявив фантазию, сочините небольшую историю. К примеру, о том, что на дверь повесили ананас, на диване расположился вентилятор, под ковром очутился крокодил, на зеркало прицепили барабан, а между книгами на полке спрятали кирпич.
  • Так вы сможете запомнить нужные слова благодаря необычным ассоциациям.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, творческие способности и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

Видео версия статьи:

Техники для улучшения качества памяти

Техника развития памяти – не невозможная вещь. Это самоучитель, предполагающий освоение основных принципов хранения информации, некоторых простых методов и, как при изучении иностранного языка, регулярное использование воспоминаний.

Тренировка памяти не сложная, часто она представлена в виде простой забавной игры. Нередко она тренируется без вашего осознания – например, когда вы пытаетесь вспомнить все, что вам нужно купить в супермаркете.

Чтобы что-то запомнить, необходимо связать эту вещь с определенным фиксированным, неизменным предметом с помощью собственного воображения.

Чувства

Для легкого запоминания информации используйте чувства. Внутренние изображения должны быть максимально живыми; старайтесь использовать обоняние, слух, прикосновение, вкус. Используйте движение и ритм для создания более прочных воспоминаний. Представьте себе движущиеся изображения в пространстве. Чем лучше вам удастся задействовать этот принцип, чем чаще вы будем менять ритм, тем легче будет сохранять вещи в памяти и, в то же время, «вынимать» их оттуда.

Юмор

Чем более комичные, смешные, абсурдные, сюрреалистические ваши внутренние изображения, тем они лучше подготовлены к глубокому сохранению. Сальвадор Дали, великий художник-сюрреалист, однажды сказал: «Мои картины – это написанные вручную фотографии конкретной иррациональности». И во многих случаях это совершенно очевидно.

Фантазия

Эйнштейн сказал: «Фантазия важнее знания. Знание ограничено, воображение же охватывает весь мир, оно дает прогрессу новый импульс». Чем больше человек задействует воображение, тем больше он улучшает память.

Символы, цвета и цифры

Замена обычного или размытого изображения более значимым, интересным образом увеличивает вероятность его длительного сохранения. Также можно использовать традиционные символы (например, лампочка или красный маркер – будьте осторожны, остановитесь).

Использование цифр при запоминании придает основному правилу «расположения и порядка» определенный характер.

Для запоминания полезно использовать весь спектр радужных цветов, это сделает идеи более яркими и живыми, благодаря чему они лучше сохранятся в памяти.

Преувеличение

Один из существенных помощников в хранении новой информации – преувеличение и гипербола. Попробуйте сделать изображения чрезмерно большими или наоборот, как миниатюры, смешными, чрезвычайно пестрыми.

Ключевые слова

Все системы памяти работают с ключевыми словами. Они используют десятки сотен легко запоминающихся ключевых слов. На эти, предварительно закодированные слова, как на вешалку для одежды, вешайте вещи, которые хотите запомнить. Ключевые слова всегда должны быть визуальными, потому что их задача заключается в вызове определенного образа или идеи. Связь между ключевыми словами и запоминаемыми терминами должна быть максимально фундаментальной, несложной.

Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, творческие способности и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

Видео версия статьи:

Всё расскажет консоль

Приемы запоминания числовой информации

Рассмотрим, как можно запомнить цифры. Самым сложным является именно усвоение чисел. Здесь поможет метод ассоциаций.

  • Образный ряд. Заранее подготовьте матрицу образов, каждый из которых соответствует определенной цифре. Например: один – карта, два – стакан, три – птица и так далее.
  • Метод создания образного ряда. Наиболее эффективным будет использование для цифрового обозначения их графических образов и схожести с другими предметами. Например: цифра 0 похожа на часы, глобус, так как эти предметы и нуль имеют округлый контур. Цифра 1 вызывает ассоциации с карандашом, свечой, гвоздем. Двойка напоминает коня из шахмат, лебедя. В таком порядке дополните остальные цифры своим ассоциативным рядом.

Если вы хотите, чтобы в памяти отложились числа, или задаетесь вопросом, как запомнить даты по истории, то данная методика позволит вам эффективно на основе созданных образов усвоить цифровую информацию.

Спящий режим (гибернация)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector